Новая панорама

08 марта 1909
В специальном здании для панорам, на Сергиевской площади появится новая огромная картина знаменитого польского художника Яна Стыки «Мучения христиан в цирке Нерона», написанная как часть иллюстраций к знаменитому роману Сенкевича «Quo vadis».

Панорама Яна Стыки – удивительное произведение не только с точки зрения художественной, но и исторической, – она дает яркую картину целой эпохи, оставившей такой глубокий след в жизни всего человечества. Впечатление от этого произведения живописи огромное, захватывающее по силе драматизма и красоте выполнения. Момент панорамы – распятие апостола Петра в 68 году по Р. Х., когда жестокость Нерона дошла до предела. Место ее – Circus Vaticanus. Апостол Петр с противоположной стороны ристалища, во главе своих последователей. В ложе Цезаря всем известные исторические фигуры – Бурра, Сенециона, Петрония, а в отдельной галерее, над цветником римских красавиц (позировали художнику многие артистки польской сцены) слава польского сценического искусства и гордость литературы в лице артистки Модржеевской и Генриха Сенкевича, вдохновившего Стыку, написать его великолепную панораму. Панорама эта была показана за-границей, затем в столицах, в Варшаве и Одессе, и везде имела колоссальный успех. Веяние огромного таланта, кроме высоко-драматического сюжета, чувствуется в этом замечательном произведении современной живописи.

Авторская колонка Филиппа Диканя

Сто лет назад, на исходе 1911 года, в газете «Южный край» появилась статья под названием «С харьковского дна». Это была буквально песнь харьковскому босяку, бездельнику, мелкому воришке, которого в народе называли ракло.

Неделя, которая началась 15 ноября (ст. ст.) 1910 г. потрясла харьковское общество новостью: накануне, в воскресенье ближе к вечеру, на пустыре в конце Садово-Куликовской улицы (сейчас ул. Дарвина) местные мальчишки нашли труп известного в Харькове и на всём юге России предпринимателя, владельца большого склада-магазина фотоаппаратов, фотопринадлежностей, а также граммофонов, зонофонов и т. д. Анатолия Вернера.

Как вы думаете, что происходило в Харькове сто лет назад? Нет, событий, конечно, было множество, но было одно, которое роднит, в каком-то смысле нас, потомков, с предками. Это выборы. Только если сейчас избирательная кампания у нас лишь стартует, в тогдашнем Харькове она завершилась: 9 сентября (по старому стилю) 1910 года члены городской думы (по нынешнему, горсовета, тогда только они могли избрать руководителя города из своих рядов) выбрали нового городского голову.

30 апреля исполнилось 65 лет со дня смерти Бориса Александровича Штейфона – представителя харьковского рода, личности неоднозначной: царского офицера, активного борца с советской властью, наконец, генерала вермахта – еврея по происхождению. 

Сто один год назад в Харькове, как и во всей Российской империи, отметили первое столетие со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Организация харьковских торжеств дала повод местному фельетонисту заметить, что картина чествования Гоголя достойна пера самого великого писателя.

Будущее Европы

Англия, Франция, Бельгия, Голландия и еще несколько государств Западной Европы и часть России в будущем окажутся затопленными – прогноз начала XX века.

Как защищали украинский язык при царе

Ввести обучение украинскому языку на территории Украины (тогда она называлась Малороссией) предлагали еще сто лет тому назад. Статью об этом опубликовала харьковская газета «Южный Край».

Круговорот чего в природе?

Обожаю листать старые газеты. Я восстанавливаю для себя старую, ушедшую жизнь в виде картинок поразительной четкости. Они могут и не совпадать с реальными, но как-то уж очень ясно вырисовываются у меня в голове. В полном смысле чувствую себя современным читателем газет столетней давности.

Сумская, 74. Один из старых, ещё дореволюционных харьковских домов. С 2009 года в одной из его квартир обитает «МедиаПорт», где ваш покорный слуга ведёт проект «Старости». Листая не так давно харьковскую газету столетней давности «Южный край», среди многочисленных историй городского не- и благоустройства, комичных и трагичных происшествий я обнаружил загадочную историю, происшедшую в доме на Сумской, 74.

Ровно сто лет назад, 2 и 3 ноября 1913 года по старому стилю, в Харькове впервые широкой публике были представлены так называемые живые манекены. Спустя несколько десятилетий такие демонстрации войдут в обиход под привычным для нас названием «показы мод».