Новый Купеческий железо-бетонный мост

06 декабря 1909
Мост этот построен по системе Геннебика, а проектирован инженером И. Г. Плахетка; он же и строитель, совместно с петербургской фирмой Лоренген и К°, имеющей свои отделения в Риге и Харькове. К постройке моста было приступлено в первых числах прошлого июня, работы же окончились к началу октября; указанный по договору срок в сентябре месяце не мог быть выдержан, так как вследствие плохого грунта в реке пришлось увеличить первоначально предусмотренные 108 свай до 208, на что потребовалось дополнительное время. Вследствие увеличения числа свай пришлось также соответственно расширить фундаменты быков.

В средине августа было начато бетонование, которое в начале октября закончено, что в данном случае редкое явление столь скорой постройки, принимая во внимание, что ночные работы, дабы достигнуть солидности постройки, не производились.

Все необходимые для постройки моста кузнечные, плотницкие и проч. работы исполнены своими же рабочими, причем приятно отметить, что местные рабочие, под руководством лишь одного мастера-специалиста, вполне соответствовали производству работ.

Общая длина моста 24 сажени при ширине проезда в 6 саженей и двух тротуарах, шириною в 1 саж. каждый. На мосту уложен 2-х-путевой трамвайный путь. Весь мост построен из железо-бетона и лишь быки облицованы гранитом для предохранения их от весенних льдов. Перила поставлены временно деревянные и весною будут установлены из кованого железа, укрепленные в железо-бетонных тумбах.

Мост был рассчитан на равномерно-распределенную нагрузку в 3 пуда на квадр. фут, и на нагруженные моторно-трамвайные вагоны грузо-подъемностью в 920 пудов.

Уже спустя 6 недель после бетонования, а именно 27-го ноября, произведено оффициальное испытание моста, которое дало вполне прекрасные результаты, принимая во внимание короткий срок, который был дан укреплению бетона.

При испытании для нагрузки моста было взято 8 груженых пассажирами трамвайных вагонов, 26 ломовых повозок, груженых углем, и кроме того на тротуарах на 1 пролет было положено 16,000 штук кирпича, что в общем составляло нагруженность одного пролета более 10,000 пудов, и таким образом нагрузка была удвоена против предусмотренной по проекту.

Результаты испытания, которое велось под наблюдением профессоров технологического института, губернских, земских и городских инженеров, следующие: прогиб железо-бетонных балок под проездной часть=в среднем пролете ¾ миллиметра и в крайних пролетах=1/2 м.м.; прогиб кронштейнов-тротуаров на самом конце=1 м.м. Для измерения действия динамической силы балок были единовременно пропущены единым карьером две пожарные команды, причем прогиб балок (вибрация), измеренной флексометрами, показал 1/10 м.м.

По предусмотренным по договору техническим условиям, допускался прогиб балок в 14 м.м., кронштейнов 8 м.м., так что вышеприведенные результаты привели к полному удовлетворению коммиссии.

Авторская колонка Филиппа Диканя

Харьков в октябре - реакция на большевистский переворот в Питере

О большевистском перевороте в Питере харьковцы узнали не сразу, и даже не из-за скорости распространения новостей 100 лет назад. В день, когда в столице бывшей империи большевики захватывал власть, в Харькове забастовали типографии. Это событие никак не было связано с питерским, так совпало. Харьковские газеты вышли только 3 (16) ноября, и в первом же номере «Южный край» описал в хронологическом порядке, что происходило в Харькове в дни с 25 октября по 1 ноября (7-14 ноября н. ст.) и как город реагировал на захват власти большевиками. 

«Воздушный» художник: 100 лет назад умер Сергей Васильковский

«Его смело можно назвать, как и Шевченко, певцом Украины – то, что сделал Т. Г. Шевченко в области литературы, Сергей Иванович сделал в области искусства», – так писал о Васильковском журналист «Южного края» в статье, посвященной памяти художника.

Погромный Харьков 1917-го

В начале ХХ века Харьков выделялся среди многих городов Российской империи, «прославившихся» погромами евреев. Столицу Слобожанщины это позорное явление обошло стороной. Однако осенью 1917-го погромная волна докатилась и до Харькова.

Рождественское ограбление

Накануне 1917 года харьковцы обсуждали не только праздничные хлопоты и планы встретить Новый год. Город вовсю обговаривал небывалое доселе ограбление одного из местных банков.

Сто лет назад, на исходе 1911 года, в газете «Южный край» появилась статья под названием «С харьковского дна». Это была буквально песнь харьковскому босяку, бездельнику, мелкому воришке, которого в народе называли ракло.

Неделя, которая началась 15 ноября (ст. ст.) 1910 г. потрясла харьковское общество новостью: накануне, в воскресенье ближе к вечеру, на пустыре в конце Садово-Куликовской улицы (сейчас ул. Дарвина) местные мальчишки нашли труп известного в Харькове и на всём юге России предпринимателя, владельца большого склада-магазина фотоаппаратов, фотопринадлежностей, а также граммофонов, зонофонов и т. д. Анатолия Вернера.

Как вы думаете, что происходило в Харькове сто лет назад? Нет, событий, конечно, было множество, но было одно, которое роднит, в каком-то смысле нас, потомков, с предками. Это выборы. Только если сейчас избирательная кампания у нас лишь стартует, в тогдашнем Харькове она завершилась: 9 сентября (по старому стилю) 1910 года члены городской думы (по нынешнему, горсовета, тогда только они могли избрать руководителя города из своих рядов) выбрали нового городского голову.

30 апреля исполнилось 65 лет со дня смерти Бориса Александровича Штейфона – представителя харьковского рода, личности неоднозначной: царского офицера, активного борца с советской властью, наконец, генерала вермахта – еврея по происхождению. 

Сто один год назад в Харькове, как и во всей Российской империи, отметили первое столетие со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Организация харьковских торжеств дала повод местному фельетонисту заметить, что картина чествования Гоголя достойна пера самого великого писателя.

Будущее Европы

Англия, Франция, Бельгия, Голландия и еще несколько государств Западной Европы и часть России в будущем окажутся затопленными – прогноз начала XX века.