Новый Купеческий железо-бетонный мост
В средине августа было начато бетонование, которое в начале октября закончено, что в данном случае редкое явление столь скорой постройки, принимая во внимание, что ночные работы, дабы достигнуть солидности постройки, не производились.
Все необходимые для постройки моста кузнечные, плотницкие и проч. работы исполнены своими же рабочими, причем приятно отметить, что местные рабочие, под руководством лишь одного мастера-специалиста, вполне соответствовали производству работ.
Общая длина моста 24 сажени при ширине проезда в 6 саженей и двух тротуарах, шириною в 1 саж. каждый. На мосту уложен 2-х-путевой трамвайный путь. Весь мост построен из железо-бетона и лишь быки облицованы гранитом для предохранения их от весенних льдов. Перила поставлены временно деревянные и весною будут установлены из кованого железа, укрепленные в железо-бетонных тумбах.
Мост был рассчитан на равномерно-распределенную нагрузку в 3 пуда на квадр. фут, и на нагруженные моторно-трамвайные вагоны грузо-подъемностью в 920 пудов.
Уже спустя 6 недель после бетонования, а именно 27-го ноября, произведено оффициальное испытание моста, которое дало вполне прекрасные результаты, принимая во внимание короткий срок, который был дан укреплению бетона.
При испытании для нагрузки моста было взято 8 груженых пассажирами трамвайных вагонов, 26 ломовых повозок, груженых углем, и кроме того на тротуарах на 1 пролет было положено 16,000 штук кирпича, что в общем составляло нагруженность одного пролета более 10,000 пудов, и таким образом нагрузка была удвоена против предусмотренной по проекту.
Результаты испытания, которое велось под наблюдением профессоров технологического института, губернских, земских и городских инженеров, следующие: прогиб железо-бетонных балок под проездной часть=в среднем пролете ¾ миллиметра и в крайних пролетах=1/2 м.м.; прогиб кронштейнов-тротуаров на самом конце=1 м.м. Для измерения действия динамической силы балок были единовременно пропущены единым карьером две пожарные команды, причем прогиб балок (вибрация), измеренной флексометрами, показал 1/10 м.м.
По предусмотренным по договору техническим условиям, допускался прогиб балок в 14 м.м., кронштейнов 8 м.м., так что вышеприведенные результаты привели к полному удовлетворению коммиссии.